Питание

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования (далее – УДО), специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы УДО.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю УДО для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

Плата за питание детей в УДО снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю УДО:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) УДО запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы УДО, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю УДО справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) УДО запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе УДО. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы УДО.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают УДО. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы УДО.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают УДО. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя УДО).

Плата за питание детей, посещающих УДО по гибкому режиму, группы кратковременного пребывания, устанавливается из расчета: завтрак – 30 процентов, обед – 40, полдник – 10, ужин – 20 процентов от установленных денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника. Для расчета платы за питание по гибкому режиму родителю (законному представителю) воспитанника необходимо написать заявление на имя руководителя УДО.

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в УДО. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников УДО о предстоящем отсутствии ребенка.

свернуть

Стоимость питания ребенка в ДУ

Стоимость питания обучающихся в яслях, детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных яслях-садах, специальных детских садах в возрасте от 1 до 3 лет в день составит:

При длительности пребывания в детском саду 10,5 часов родители платят:

на ребенка от 1 до 3 лет – 3,26 руб. в день (ранее – 2,96 руб.) – в месяц получается около 70 руб;

на ребенка от 3 до 6 лет – 4,24 руб. в день – около 90 руб. в месяц.

При длительности пребывания в саду 12 часов:

на ребенка от 1 до 3 лет – 4,16 руб. в день – около 90 руб. ежемесячно;

на ребенка от 3 до 6 лет – 5,14 руб. в день (ранее – 4,68 руб.) – примерно 110 руб. в месяц.

Денежные нормы расходов на питание в санаторных детских садах чуть выше:

на ребенка от 1 до 3 лет – 5,28 руб. в день; на ребенка от 3 до 6 лет – 6,52 руб. в день (ранее – 5,93 руб.);

на ребенка от 3 до 6 лет (диета П) – 6,51 руб. в день.

       Отметим, что в Беларуси родители оплачивают за питание детей 100 % от действующих денежных норм расходов на питание. Оплата производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. При этом дни, когда дети не посещали дошкольное учреждение, не учитываются.

   Накануне родители должны письменно или устно сообщить воспитателям о предстоящем отсутствии ребенка.

Льготы по оплате за питание для воспитанников дошкольных учреждений:

на 30 % стоимость снижается для семей с 2-мя детьми, посещающими детский сад.

на 50 % меньше платят семьи с 3-мя и более детьми до 18 лет; семьи, проживающие на территории радиоактивного загрязнения; опекуны, приемные родители, родители-воспитатели детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

     Не взимается плата с: родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

членов некоторых семей военнослужащих (полный список смотрите на Национальном правовом портале).

Для получения льготы необходимо представить в детский сад подтверждающие документы. 

свернуть

Формирование культуры питания у дошкольников

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в образовательном процессе.

               Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы дошкольного учреждения вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. Большинство детей посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать четырехразовое питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека.

           В Беларуси существует определенная нормативная база, регулирующая производство, ввод и оборот пищевой продукции детских учреждениях. (Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» глава 11. «Требования к организации питания воспитанников учреждения дошкольного образования».

           Формирование культуры питания у воспитанников может быть реализовано через три основных направления:

1. Формирование представлений о: значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов. роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма. полезности различных продуктов и блюд.

2. Воспитание культуры поведения за столом.

3. Соблюдение гигиенических требований. Прием пищи должен проходить в хорошо проветриваемой, чистой комнате. Столы расставлены так, чтобы детям было удобно садиться и вставать из- за стола. За столом каждый ребенок имеет свое постоянное место, в соответсвии со схемой рассадки утверждённой руководителем.

        Чего не следует допускать во время еды

       ◊Громких разговоров и звучания музыки.

        ◊Понуканий, поторапливания ребенка.

        ◊Насильного кормления или докармливания.

       ◊Осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

        ◊Неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд. После окончания еды ребёнка нужно научить полоскать рот. Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Группа раннего возраста

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей пусть неосознанное желание быть аккуратными. На столах — скатерти, а лучше под каждый столовый прибор — салфетку, чистую, нарядную на вид. Эстетическое оформление стола — цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы (ложки, вилки), порционированный хлеб в хлебнице.

      Для каждого ребёнка должна быть приготовлена салфетка. Малыш сам расправляет и заправляет её, пользуется ею после еды. Благодаря этому мы сразу решаем несколько задач: -знакомим с правилами поведения за столом, -развиваем мускулатуру рук, особенно кисти, -«настраиваем» организм на еду, -побуждаем малыша к аккуратности.

    Пользуясь салфеткой, ребёнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом, а значит, экономится одна процедура мытья рук и лица. Полоскание рта процедура новая и не такая уж и лёгкая, и педагог должен принимать в ней участие, показывая и рассказывая малышам, что и как нужно делать.

Вторая младшая группа

Достигнув трёхлетнего возраста дети уже умеют и знают.

     Знают:

-наименования и назначение основных столовых приборов, блюд; -элементы сервировки стола; -отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок),

-что сделать после еды (поблагодарить прополоскать рот)

Умеют:

-пользоваться ложками и вилкой;

-пить из чашки, есть с тарелок;

-откусывать, жевать;

-пользоваться салфеткой;

-прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

     Но детям ещё трудно:

-не набирать в рот много пищи;

-не отвлекаться, не разговаривать во время пережёвывания и глотания пищи;

-пользоваться ножом; -спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

-есть всё по порядку;

-самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неё все -требуемые процедуры.

     К четырём годам ребёнок может: -сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу;

-пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

-есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

-ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики -от конфет, использованные салфетки, столовые приборы;

-правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно -глотать, прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идёт ко рту, а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

-хорошо полоскать рот после еды;

-помогать взрослому в уборке посуды со стола;

-садится за стол с вымытыми руками, причёсанным и опрятным, не шуметь;

-если во время еды возникает необходимость в посещении туалета,

-справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

-перед едой и после неё не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

Помните!

       Дети в этом возрасте очень внимательны, они всё видят и слышат. следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

Не забывайте! 

      Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды. Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

Средняя группа

      У ребёнка на пятом году жизни меняется отношение к еде:

его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько её, насколько она ароматна и т.д.;

он весьма чётко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания: -постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребёнком пользу (или её отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»;

«На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро- это всё овсяная каша, которую вы съели на завтрак»;

«Съедим салат из свёклы, и ваши щёчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

-ребёнка нельзя заставлять есть.

     Предлагая ребёнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько порций- зрительно это уменьшает объём пищи и помогает её есть;

-комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

-по-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своё внимание на то, как дети держат чашку.

        В этом возрасте они могут делать это правильно- за ручку. Обращайте внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи — только овладение этими двумя навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний. Старшая группа Стол накрывают индивидуальными хлопчатобумажными салфетками. Посуда соответствует возрасту, она одинакова по форме и рисунку.

     Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать: вилка находиться с левой стороны в том случае, если есть нож, если ножа нет вилка - справа.

       Нарезанный хлеб выкладывают в хлебницы, которые ставят на каждый стол.

     Бумажные салфетки, в салфетницах, расставляют на столы. Если на третье подается компот, то его подают в чашках с блюдцами и чайными ложечками. Сервировка. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола. Ровно, параллельно раскладывают ножи - лезвием к тарелке, ложки носиком вверх.

        Вилки зубами вверх. Соблюдают расстояние между приборами 0,5 см. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце - вправо! Всегда на столах имеются салфетки.

      Соблюдается последовательность сервировки. Правила поведения за столом Мальчики подают стул девочкам со словами "прошу садиться" или "пожалуйста". Дети правильно держат вилку, знают, когда следует держать ее, как ложку Правильно держат ложку. Умеют пользоваться ножом. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку. Не едят с целого куска. Не выбирают кусок на тарелке.

       Рыбу, котлету, запеканку, рулеты едят с помощью вилки, без ножа. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирая 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью. При доедании супа тарелку наклоняют от себя. Не запрокидывают голову во время питья компота.

    Не наклоняются низко над тарелкой. Пережевывают пищу с закрытым ртом. Не чавкают. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирают рот, а прикладывают ко рту.

      Использованную салфетку кладут справа под бортик тарелки. Использованные столовые приборы: ножи, вилки, ложки, кладут на тарелки параллельно ручками влево, причем вилку выпуклостью вверх. Благодарят после еды и убирают посуду. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик.

свернуть

Здоровое питание в семье

Как при правильном питании сочетать продукты?

При соблюдении правильного питания очень важно учитывать сочетание продуктов. Если одновременно употреблять углеводы и белки, они, лишь частично переварятся в желудке и сразу попадут в кишечник. Этому есть вполне аргументированное объяснение. Ведь для расщепления белка, необходима кислая среда, а вот в случае с углеводами нужна щелочная среда. Несовместимость таких элементов как белки и углеводы, может нарушить функциональность ЖКТ. Поэтому очень важно знать, как при правильном питании сочетать продукты.

Перед тем как приступить к обсуждению основной темы, хотелось бы сказать, что все продукты делятся на три группы:

  • Углеводы, в этот перечень попадают: сахар, хлеб, макаронные изделия, а также различные крупы
  • Белки: орехи, мясо, рыба, кисломолочные продукты (нежирные)
  • Нейтральные продукты: овощи, фрукты, сметана, сыр, сливочное масло

Если говорить о продуктах из категории нейтральных, то они удачным образом сочетаются как с белками, так и с углеводами. Отдельно хотелось бы сказать о свежих фруктах их очень важно употреблять до основного приема пищи, примерно за 20-30 минут. Если нарушить это правило и съесть фрукты после еды, попав в желудок, где уже есть пища, они вызывают процесс брожения. Вследствие чего продукты плохо перевариваются, а все полезные вещества и микроэлементы до конца не осваиваются организмом.

Основные правила совместимости и несовместимости продуктов:

  • Бобовые, содержат большое количество белка и крахмала, поэтому очень плохо усваиваются организмом. Поэтому правильно будет употреблять в пищу уже проросшие бобовые, в сочетании с такими овощами: сельдерей, салат, капуста.
  • Мясо и рыбу необходимо употреблять с овощами и зеленью, которые не содержат крахмала. Таким образом, удастся ускорить процесс переваривания белков. Это в свою очередь позволит не только обеспечить организм всеми не обходимыми витаминами и микроэлементами, но также улучшит моторику кишечника.
  • Картофель, хлеб и крупы несовместимы с животными белками, поэтому их не рекомендуется употреблять вместе с мясом и рыбой.
  • Молоко является самостоятельным продуктом. Однако многие люди ошибочно полагают, что молоком можно запивать еду, это в корне неправильно. Попадая в желудок, молоко обволакивает уже имеющуюся там пищу, что в свою очередь замедляет процесс переваривания. Поэтому молоко лучше употреблять отдельно от всех остальных продуктов.
  • Дыня и арбуз тоже очень плохо сочетаются со всеми остальными продуктами, их тоже рекомендуют употреблять отдельно
  • Вода тоже относиться к продуктам одиночкам, поэтому ее не следует употреблять во время еды

Самое вредное сочетание продуктов:

  • Картофель со свининой
  • Кондитерские изделия с орехами
  • Макаронные изделия с курицей
  • Рис и рыба

Если грамотно подойти к выбору совместимых продуктов, то человек, который придерживается правильного питания, очень скоро заметит положительные результаты. Улучшится его общее состояние здоровья, а также начнут уходить лишние килограммы. Кроме того, здоровое питание, правильное сочетание продуктов, оказывает положительное воздействие на работу желудка, печени, таким образом, удается избавиться от многих заболеваний.

Подводим итог

Правильное питание и грамотно подобранные продукты помогут человеку выглядеть стройнее и моложе, а также прожить много лет не столкнувшись с такими проблемами как: изжога, вздутие, несварение желудка, нарушение стула и т.д.

Перед тем как перейти на правильное питание, не забудьте проконсультироваться с врачом диетологом, который даст свои рекомендации по этому вопросу.

свернуть
поделиться в: