№6 группа "Ромашка"

Группа №6 "Ромашка" - группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

                       

Коррекционное занятие на тему "Транспорт"

02.05.2024

Ребята пополняли свой активный и пассивный словарь по данной теме. Рассматривали разные виды транспорт, собирали из частей машину, а также слушали, как звучит разный транспорт.

свернуть

Коррекционное занятие по сенсорному развитию "Желтый цвет"

18.04.2024
Развивали зрительное восприятие, мелкую моторику. Воспитывали у детей усидчивость и саморегуляцию, распологали детей к активному сотрудничеству.
развернуть

Коррекционное занятие "Продукты питания"

20.02.2024

Ребята познакомились с основными продуктами питания, узнавали предметы по их назначению. Играли в игры "Поварёнок", "Отбери продукты", "Собери бутерброд" и многие другие.

свернуть

Аппликация "Чашки для чая"

13.02.2024
На данном занятие продолжали учить наклеивать готовые формы, намазывая клеем. Закрепили понятия о красном, зеленом, желтом цвете.
развернуть

Коррекционное занятие по теме "Посуда"

06.02.2024

Чтобы приготовить блюдо,

Нам с тобой нужна посуда:

И горшки, и ложки.

 

Ребята играли в такие игры, как "Найди по образцу", "Что это", "Собери сервиз". Разучивали пальчиковую гимнастику "Мы посуду перемыли", рассматривали и слушали отрывок из сказки К.И. Чуковского "Федорино горе".

свернуть

Аппликация "Пожарная машина"

29.01.2024
На занятие по теме "Пожарная машина" познакомили детей с техникой, при тушении пожаров. Ребята учились наклеивать из бумаги длинные и короткие полосы.
развернуть

Консультация для родителей "Зачем ребенку нужна игра"

22.01.2024

"Дышим глубоко - говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи детей!"

10.01.2024

"Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи детей"

 

Теоретическая часть 

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Речевое дыхание (ученые его называют фонационным) отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Оно появляется в момент говорения, когда на выдохе возникает звук, а звуки соединяются в речевой поток. Понять это можно, проделав маленький эксперимент: приблизьте ко рту ладонь и произнесите звук «б» или «п». Вы почувствуете, как воздушная струя коснулась вашей ладони. На выдохе рождается звук. Из нескольких звуков – фонетическое (звучащее) слово («бык», «полк» — произнесите, продолжите наблюдение за речевым дыханием, а далее – фраза (из нескольких слов) и т.д.

И все это может быть произнесено отчетливо или неясно, тихо или громко, «с выражением» (в определенном тоне) или «бесцветно».

Речевое (фонационное) дыхание дает не только энергию для голоса, но и принимает активное участие для выравнивания силы звучания звуков. Речевой выдох – необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут звучать по-разному, а недостаточная подвижность верхнего и среднего отделов грудной клетки ухудшает качество звучания речи.

У детей дошкольного возраста ритм дыхания, не остается постоянным; то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Лишь постепенно устанавливается правильное, равномерное дыхание. Однако у детей с ослабленным здоровьем или малоподвижных, неравномерное и неправильное дыхание нередко сохраняется в течение многих лет, а иногда и на всю жизнь, мешая продуктивности умственного и физического труда и ослабляя организм.

Как вы поняли, от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи. А, поэтому, необходимо научиться управлять речевым дыханием.

В этом помогут упражнения по дыхательной гимнастике. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий, выдох – длительный, плавный.

Знаете ли Вы:

- что, когда мы говорим, ВЫДОХ – в 5-8 раз длиннее ВДОХА!

- что при обычном дыхании мы делаем вдох-выдох около 16-20 раз в минуту, а во время говорения – только 8-10 раз! - что для речевого выдоха необходимо активное участие мышц, благодаря которому достигается нужная сила выдоха.

Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно. Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого дыхания Вашего ребенка.

Как воспитывать у детей речевое дыхание? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребенок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивает неразрывность и плавность звучания речи.

Поэтому важно в процессе коррекционной работы путем специально подобранных игр и упражнений увеличить длительность и силу внеречевого выдоха и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз. С детьми в процессе логопедических занятий регулярно проводится работа по развитию вне- и речевого дыхания. Ребенка учат дышать через рот. Затем вдыхать и выдыхать через нос. Наконец, вдыхать через нос и правильно выдыхать через рот. С детьми старшего возраста эти занятия проводятся в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку, подключаются движения руками. Особое внимание уделяется детям, у которых дыхание в покое неровное, поверхностное.

Дыхательные упражнения проводятся в хорошо проветренной комнате не ранее чем через 1,5-2 часа после еды. Необходимо, чтобы одежда не стесняла, ребенка, чтобы вдох он производил без напряжения, плавно, не поднимая плеч, не втягивая живот при выдохе. Длительность упражнений: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 минуты, среднего и старшего дошкольного возраста 3-5 минут.

Итак, для начала тренируем длинный вдох и плавный длинный выдох.

Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных звуков и для согласных, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Отличный способ потренировать длинный вдох – игра «Надувайся шарик».

Положите ручки ребенка на свой живот, покажите, как он надувается, когда Вы дышите. Предложите ребенку: «Давай шарик надуем (активно, шумно вдыхаете носом, малыш попробует сделать то же самое). Пшшшшшшшшш (плавно, довольно медленно)! Сдулся шарик. Давай ещё раз надуем!» Затем дайте возможность и ребенку поиграть с «шариком»-животиком.

Упражнения дыхательной гимнастики, превосходно включаются в повседневные дела ребенка. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Причем не только когда ребенок сам принимает пищу, но и в игре, для зайки, мишки. Можно что-нибудь посушить: ручки после мытья, рисунок, волосы кукле. Ваша фантазия только приветствуется. Можно кого-нибудь пожалеть: «Мишка упал, коленочку поранил. Давай зелёнкой (йодом) намажем. Ой, как щиплет. Надо подуть! (дуете) Всё, теперь не щиплет!»

P.S.!  Не нужно заставлять ребёнка делать выдохи много раз! От этого может закружиться голова. 2-3 выдохов будет достаточно.

Далее тренируем умение выдыхать направленно.

Для произношения звуков важно не только умение длительно выдыхать и распределять выдох по времени, но и способность направить воздух по язычку в нужном направлении.

Для тренировки направленного выдыхания подойдут игры, описанные выше. Только воздух выдыхается не просто так, а с широкого язычка. Положите на нижнюю губу широкий язычок и подуйте на листочек с него. Получится не сразу, но обязательно получится! Масса веселья при этом гарантирована!

Положите ватку прямо себе на нос! Ребенку уже смешно. А если Вы ещё и подуете на неё с язычка!? Теперь дайте ему возможность сдуть ватку с носика самому! Это упражнение не только полезное, но и очень веселое!

Теперь потренируем длинный вдох и поэтапный выдох.

Налейте в тарелочку или тазик воды и опустите туда плавающую игрушку (рыбу, кораблик, уточку). Понаблюдайте с ребенком за игрушкой: «Смотри, как уточка плавает! Какой красивый у нее хвостик!» Подуйте на уточку – она поплывет быстрее! А теперь наберите воздух, но не выдыхайте сразу. Поддувайте прерывисто, как будто спускаетесь по лестнице, что-то вроде: «Ф-ф-ф-ф!». Дети будут пытаться сделать это следом за Вами.

С этой целью можно использовать и машинки.  Найдите в коллекции карапуза ту, которая легко катится, и попробуйте сдвинуть её с места дыханием.

Тренируем силу выдоха.

Эти упражнения более сложные, поэтому применять их лучше в последнюю очередь. Воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы разомкнуть преграду.

Вы можете поиграть с ребенком в лошадку. Учим лошадку издавать «лошадиные» звуки – смыкаем губы, вдыхаем носом и выдыхаем (без голоса) через губы так, чтобы они завибрировали. При этом получится очень смешной звук, что-то вроде «Прррррррр!» Ура! Лошадка «ожила».

С той же целью подойдет и любая игра, в которой нужно изобразить какой-либо транспорт: вертолет, самолет, трактор, машина – на вкус Вашего ребенка.

Так же силу выдоха помогают тренировать следующие упражнения: - немного прикусите верхними зубами нижнюю губу, вдохните и выдохните через эту преграду без голоса. Получится звук «Фффффф!». Теперь сделайте то же самое, но уже с голосом. Получилось «Вввввввв»! - поднимите язычок в верхнее положение – к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Попробуйте произнести звук «Т» и одновременно сильно выдохнуть. Выйдет звук, похожий на моторчик «Трррррррр».  

Правила выполнения упражнений:

  1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
  2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
  3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!
  4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
  5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка для малыша становится особенно родной и близкой.

В процессе труда у ребенка:

— воспитывается способность концентрировать внимание;

— формируется умение создавать и воплощать замысел;

— стимулируется творчество;

— развивается мелкая мускулатура пальцев;

— расширяются познания о свойствах материала.

Сегодня мы вам предлагаем сделать развивающие игрушки, простые в изготовлении и значимые в развитии ребенка.

Практическая часть.

Непосредственное изготовление игрушек-тренажеров.

Изготовление игрушки «Дракон»

1 этап

Материалы

2 этап

Смазать клеем прямоугольник цветной бумаги, обернуть им втулку, выступающие края бумаги отрезать ножницами.

 

 

3 этап

С одной из сторон втулки подклеить полоски из креповой бумаги – пламя дракона.

4 этап

Приклеить ноздри дракона и глаза на противоположных сторонах втулки.

 

 

5 этап

Сделать глубокий и сильный вдох. Затем плавно делать выдох, сложив губы трубочкой и не надувая щек. Выдыхать ртом до тех пор, пока не закончится воздух.

 

 

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. 

Обратите внимание, что:

  1. Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Это слишком тяжело для ребенка. Одного-двух вполне достаточно.
  2. Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.
  3. Если у ребенка что-то не получается – не переживайте! Научится! С Вашей помощью и поддержкой, конечно!
свернуть

Занятия на интерактивном бизиборде

04.01.2024

Для обучения детей придумано множество методик, но одним из самых эффективных форматов на сегодняшний день считается интерактивный. Интерактивные развивающие материалы позволяют малышам не только получить минимальные знания об устройстве окружающего мира, но и помогают в развитии мелкой моторики, координации, логики и сенсорного восприятия. И что самое главное – такие развивающие инструменты предлагают игровой формат, в котором дети увлекательно и с интересом концентрируются на обучении, а вместе с этим параллельно развивают усидчивость и терпение.

Яркий пример такого подхода – бизиборд. Он легко стимулируют познавательный интерес ребенка и способность к концентрации. Каждая деталь и элемент бизиборда требует изучения и времени на решение, поэтому надолго может увлечь детей, превратив даже самых активных «непосед» в сосредоточенных исследователей.

свернуть
2023
сентябрь
28 сентября, четверг

Терапия в сухом бассейне

подробнее...
26 сентября, вторник

Коррекционное занятие по теме "Овощи"

подробнее...

Кочетова Ольга Васильевна

  • Воспитатель дошкольного образования

Дударева Ирина Александровна

  • Учитель-дефектолог
поделиться в: